начальное общее образование 1-х классов, реализующих стандарты второго поколения

 

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение города Новосибирска 

"Средняя общеобразовательная школа №140"

 "горячей" линии               Отправить обращение в электронную приемную           

                                                        

 

Начальное общее образование,

реализация стандартов второго поколения

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

и сетка часов к рабочему  учебному плану на 2015 - 2016 учебный год

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 140»

для 1-5-х  классов, реализующих стандарты второго поколения

        

     Рабочий учебный план МБОУ СОШ № 140, реализующий стандарты второго поколения в 1- 5-х классах, разработан на основе

    ·        Федерального закона  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·        ФГОС  НОО,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);

·        Приказа Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373»;

·        ФГОС ООО, утвержденного приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);

·        Санитарно–эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;

·        приказа МБОУ СОШ № 140 от 28.08.2015г № 85 «Об утверждении учебного плана на 2015-2016 учебный год (протокол педагогического совета от 28.08.2015г. № 26).

     Учебный план для 1- 5-х классов, реализующих ФГОС второго поколения,   является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

 

 Учебный план  состоит из инвариантной части, содержание которой обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. 

Учебный предмет «Русский язык», 4 часа в неделю, направлен на развитие  речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники  овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

          Учебный предмет «Литературное чтение», 4 часа в неделю в 1-3-х классах и 3 часа в неделю в 4-х классах, ориентирован на формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.

           Учебный предмет «Иностранный язык», по 2 часа в неделю, начиная с 2 класса, ориентирован на: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.  

При проведении учебных занятий по этому предмету осуществляется деление классов на две  группы, т.к. учащимся предоставляется возможность выбора языка при наличии английского и французского языков.

           Учебный предмет «Математика», 4 часа в неделю,  направлен на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на  развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. Особое место уделяется обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.

 Интегрированного предмет «Окружающий мир», 2 часа в неделю,  направлен на воспитание любви и уважения к природе, своему городу, своей Родине;  осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему.  Особое внимание должно быть уделено формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности жизнедеятельности.

            Учебные предметы эстетического цикла (ИЗО и музыка),  по 1 часу в неделю,  направлены на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

            Учебный предмет «Технология», 1 час в неделю,  формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.

Учебный предмет «Физическая культура», 3 часа в неделю, направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и всесторонней физической подготовленности ученика. Третий час физической культуры ориентирован на расширенное и углубленное освоение таких тем как ритмическая гимнастика и  общеразвивающие упражнения, также больше времени будет уделено на подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощённым правилам, используя дополнительно при этом оборудованные зоны рекреации и школьную спортивную площадку.

На изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в IV классах  отводится по одному часу в неделю (модуль «Основы православной культуры).

На основании мониторинговых данных на учебный предмет «Русский язык» в качестве компонента образовательного учреждения добавлено по 1 часу. Таким образом, учащимся предоставляется  возможность для отработки и коррекции знаний, а также формирования устойчивого познавательного интереса к предмету.

Учебный план для 5-х классов состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками  образовательного процесса.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,  обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение в 5 классе .

Обязательная часть включает следующие предметные области: филология, математика и информатика,  общественно-научные предметы, основы духовно-нравственной культуры народов России , естественно - научные предметы, искусство, технология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

Предметная  область «Филология» реализуется через учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык».

В предметную область «Математика и информатика»  входит учебный предмет «Математика».

Предметная область «Общественно - научные предметы» представлена следующими  учебными предметами: «История России»,  « Всеобщая история», «Обществознание», «География».

Предметная  область «Естественно - научные предметы» представлена учебным предметом «Биология».

Предметная  область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное искусство», «Музыка».

Предметная  область «Технология» включает учебный предмет « Технология».

Предметная  область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена учебным предметом  «Физическая культура».

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения.

Часы (5 часов), отведенные  на данную часть учебного плана, использованы на изучение таких учебных предметов, как «Русская словесность» (1 час), «Информатика и ИКТ» (1 час), «Обществознание» (1 час), «Основы безопасности жизнедеятельности» (1 час), «Экономика – моя семья» (1 час).

«Русская словесность» - цель  данного курса – овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, формирование читательских умений.

«Информатика и ИКТ», «Обществознание» и «Основы безопасности жизнедеятельности» вводятся с 5 класса в качестве пропедевтических курсов.

 Цель курса «Информатика и ИКТ» состоит в том, чтобы дать начальные сведения об информации, информационных процессах и информационных технологиях, что даёт возможность легче усвоить курс информатики в среднем и старшем звене.

Цель курса «Обществознание» – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной; воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за его будущее; формирование у школьников активной жизненной позиции, патриотизма, уважения к другим народам; приобщение к общечеловеческим ценностям; создание условий для адаптации подрастающего поколения в обществе.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности»  предназначен для: формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека; выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих; приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей; формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Учитывая предпочтения учащихся и их родителей, введен курс «Экономика: моя семья», цель курса — дать первичные знания об экономике и сформировать у учащихся знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.

Таким образом, учебный план 1- 5-х классов

u соответствует Концепции модернизации российского образования;

u обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО и ФГОС ООО;

u определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности.

 Уровень начального общего образования охватывает 18 классов-комплектов.

 Режим работы - 5-дневная учебная неделя для 1-4 классов, для 5 классов продолжительность учебной недели – 6 дней.  Продолжительность урока в 1-х классах  в сентябре, октябре — по 3 урока в день по  35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый, январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый; во 2-5-х классах по 45 минут каждый урок в течение всего учебного года. Продолжительность учебного года— 33 учебные недели в 1-х классах и 34 учебные недели во 2-4-х классах, 35 учебных недель в 5-х классах.

         Максимальный объем обязательного домашнего задания, определенный в  учебном плане, соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (1- классы –  домашних заданий нет, 2-4 классы – 1,5 часа, 5 классы – 2,5 часа).

 

Дата последнего обновления страницы 06.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»